НА ГЛАВНУЮ
К СПИСКУ КНИГ
К бою.
Вместо предисловия.
У Вас в руках не учебное пособие, а книга, в которой представлен разговор с читателем, темой которого являются единоборства.
Человек впервые приходит ко мне на тренировку. Я не знаю на сколько он адаптирован к "рукопашке", не знаю о его подготовке. Выставить против него сильного бойца, значит пойти против себя. Поэтому, выбирается передача опыта и знаний.
Эта книга, для всех возрастов, первый шаг к изучению рукопашного боя.
Автор.
Содержание.
Вместо предисловия
Часть первая
Глава 1. Кто кого?
Глава 2. Чем заниматься?
Глава 3. Для чего?
Глава 4. ...
Глава 5. Чемпионы.
Глава 6. Травмы.
Глава 7. Единоборства.
Глава 8. Бойцы.
Глава 9. "Берсерки".
Глава 10. Перемещения.
Глава 11. Отвага.
Глава 12. Удары.
Часть вторая
Глава 1. Стойки.
Глава 2. Атака. Добивание.
Глава 4. Защита.
Глава 5. Тактика.
Часть третья
Глава 1. Удары.
Глава 2. Комбинации.
Часть первая.
1. Кто кого?
...Ему нужно было утвердиться. Утвердиться в лице одноклассников. Таких как он недолюбливают, дети - за фальшь, взрослые - за подлость. Поэтому ему необходимо утвердиться!!! Он оббежал всех ребят с одной единственной фразой: "Я сейчас Кунарёву морду бить буду!" Кунарёв, это парень из параллельного класса, в котором его уважают.
Парни сбились в толпу и побежали в другой конец коридора, где должен был находиться класс Кунарёва. Что может остановить 13-ти летних пацанов с ярчайшим блеском в глазах и мыслью - "Драка!" - в голове? Им ответили, что он побежал домой (благо рядом живёт) и сейчас вернётся.
- На выход! На улицу!
Стояли у входа в школу, на "причале". Этот азарт перебьёт любые чувства. Неприязнь забыта.
- Он боксёр! Главное не попади под его первый удар!
- Ты сначала ударь ногой, и сразу же по зубам - сдрейфит! Не дойдя до школы метров тридцать, Кунарёв всё понял, и испугался. Да, испугался. Но всё-таки шёл вперёд, потому что в этом возрасте назад не принято, да и неизвестность тянет. А ребят кричали:
"Не боись! Один - на один!" Это была правда, и он смог произнести: "Давайте после уроков". Но этот схватил его за "грудки", и прижимая к перилам говорил только одно: "Чё ты?.. Чё ты?.."
Когда он получил, хотя и слабый, но удар в подбородок, он сбил захват, обхватил голову противника сверху, так чтобы она оказалась "подмышкой", и рвану на себя, поднимая его корпус вверх. Тот упёрся лицом в металлические прутья и захрипел.
Ребята рванулись, растащили.
- Я тебя после уроков поймаю! - надежда на реванш, или просто от безысходности.
После уроков никто никого не поймал, потому что все разошлись по домам...
Мне очень часто вспоминается этот случай, когда я слышу фразы типа: "Он каратист!" или "Да он боксёр!"
Кунарёв ходил в секцию бокса всего полгода, а его противник имел за плечами 4 года спортивной гимнастики и 3-й взрослый разряд. При чём в их схватке вообще ничего "боксёрского" не произошло. Может быть, мы не правильно понимаем саму схватку?
В большинстве фильмов о восточных единоборствах часто ставится вопрос - "Кто кого?" - "Обезьяна" - "Тигра", "Змея" - "Дракона", "Кунг-фу" - "Карате", а может китаец - японца? Выигрывает не вид единоборства, а боец, принимающий участие в схватке. Чем он занимается, это вопрос его выбора. А вот, мы, смешивая вопросы политики и рукопашного боя, очень сильно заблуждаемся. Если Япония выступает в качестве оккупанта на территории Китая, это не значит, что японские мастера карате, не учились у китайских и корейских мастеров - рукопашников. Учились и повышали своё мастерство. А для чего? Чтобы повысить свой уровень подготовки. Побеждает тот, кто лучше подготовлен.
Вы не пытались ответить на вопрос: " Почему мастер спорта по самбо, легко справится с борцом имеющим 3-й юношеский разряд?" Многие отвечают так: "Потому что этот - мастер спорта, а у этого - 3-й юношеский разряд" - железная логика, но ответ немного другой: " У мастера спорта выше уровень подготовки в этом виде спорта!"
Примеров можно приводить тысячи:
Берсерки - один против тысячи;
Викинги - уходили за тридевять земель и возвращались практически невредимыми;
Суворовские "Чудо богатыри" - в большинстве сражений численное превосходство на стороне противника. Но только численное ....
Наполеоновская гвардия - гарант 100%-го успеха;
Наступление немецко-фашистских войск 1941 года (за четыре месяца от Бреста до Москвы). Да, да! Назад их гнали три года, да ещё ценой чудовищных потерь. Но это оставим политикам и историкам. Сейчас мы говорим только об уровне подготовки. И как завершение сравните потери (убитыми) Советской Армии в десяти летней Афганской войне с потерями Российской Армии в двух летней Чеченской бойне...
Уровень подготовки.
Уровень подготовки! Уровень подготовки! Чем заниматься? В нарды что ли играть?
И в нарды тоже!
2. Чем заниматься?
...Лешка не хотел идти на тренировку. Он никогда не был ни на каких тренировках. Его, чуть ли не "силком", вели трое ребят из его общежития.
Всё началось неделю назад. Лёшка положил на "локотках" всех парней из своей "общаги". Положил, шутя, он привычный. А когда пришёл самый здоровый (за глаза его звали "Бугаем") и придложил "локотки", Лёшка молча сел за стол, молча взял "замок" и молча положил руку противника. "Бугай" вспылил (сейчас это называется имидж) и полез в драку, но Лёшка двумя ударами в лоб сбил его с ног, подошёл поближе и сказал ему пару "ласковых" в общеизвестном стиле. Больше к Лёшке за "локотками" и за дракой не подходили. Дней через пять подошёл парень из другой бригады: "Лёх, а ты чем-нибудь занимался?"
...Да никогда он ничем не занимался. Деревня в Карелии недалеко от Ладоги. Пятеро детей, отец лесничий, мать по хозяйству. Воды принести, дров наколоть - это враз сделано. Лосёнка подранка выкармливал, медвежонка-потеряху растил, на охоту километров за сто в лес уходил. Ну, и дрались в деревне. А как же? Да только давно заметили, что бьётся Лёхина родня хорошо. Как бороться, - так сверху, как ударять - так с ног.
- Порода такая, - говорили по деревне...
...Зал залит светом люминесцентных ламп. Весь пол устелен матами. Группа человек тридцать. Босиком и в трусах Лёшка, на фоне парней в борцовском трико, смотрится довольно смешно. Тренер даёт задание. Работают в партере. Партнёр злиться (лёжа на лопатках), что Лёха не правильно проводит приём.
- Но это же долго и неудобно!
Поднялись. Подошёл тренер, столпились ребята.
- Он выступал на "городе"! Сойдёшься?- тренер подтолкнул парня примерно лешкиного веса (благородно!).
Через несколько секунд в зале никакого смеха. Удар об ковёр и ТИШИНА.
- Здоровый кабан! - кто-то кому-то на ухо, но слышали все.
-А ну, давай с ним! - у тренера свой азарт, узнать "как это он?" Как? Да очень просто! Главное у него на спине руки сцепить. А потом давишь головой и плечом вперёд, а руки прижимаешь к своему животу. Вот он "подломился", а вот упали, и я сверху. Лёшка проиграл только тем, что тот был тяжелее его более чем на 20 кг...
Недавно я встретил его старшего брата, спросил про Лёху. Ему уже к сорока годам, семья.
- Так ничем и не занимался?
- А для чего? Бороться - он сверху, в лоб - так с ног. Порода такая! Это не сценарий к фильму. Встречаются и такие. Один на тысячи, на миллионы. Я знаком с этими людьми и очень был удивлен, когда происходило всё вышеописанное. Бывает такое. Однако: чем же заниматься? Подавляющее большинство именитых спортсменов, с титулами мирового уровня не сразу пришли в тот вид спорта, в котором они себя проявили. Пусть не долго, но было время поиска. Без этого нельзя. Каждый человек это индивидуальность во всех смыслах. У кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое.
Представьте себе Арвидаса Собониса висящим на гимнастической перекладине или Юрия Власова на коньках для фигурного катания. Но баскетбол для одного и тяжёлая атлетика для другого это больше чем спорт, это их стихия. Нельзя упускать время, нужно уметь выбирать. А то может получиться не очень приглядная картина: пошёл в бокс -перчатки тяжелые, пошёл в карате - пяткой в лоб попали, пошел в самбо - очень сильно бросают, а в славянских единоборствах вообще палками дерутся. Больно ведь! Давайте начнём с простого и малого. Основные атакующие действия:
1.Толчок.
2. Бросок.
3. Удар.
Толчок. Идеальный пример толчковой техники борьба СУМО. Сам толчок очень не эффективен в своей конечной стадии. Переместил противника на другое место. Ну и что? - Толкать дальше? Тем более нужна большая "потенциальная энергия", т. е. большой вес. Хотя нельзя "хоронить" толчок. Толкни противника на заострённый кол или в пропасть, эффект превзойдет все ожидания.
Бросок. Самая распространенная форма. Основная забава мальчишек: "Давай поборемся!" Не ошибусь если заявлю, что в большинстве единоборств бросковая техника является их неотъемлемой составной частью.
Очень трудоёмкая форма атаки. Толчок и удар проще и быстрее. Подготовка, выход, проведение, завершение. Долго. Но!!! Красиво! Надёжно! А физически развивает!..
Удар. Быстрее броска, эффективнее толчка основной оппонент бросковой техники. Никак друг друга пересилить не могут. Но с большим трудом проводиться при клинчевании.
Противник чуть-чуть сместился и голову повернул - смазался удар, поражающий эффект резко ушёл вниз. А если проходит, как задумывался - триумф!!!
Все Мы любим бокс смотреть. Но лучше всего не смотреть, а участвовать. А для этого нужно выбрать то, что тебе близко.
- Я-то выберу! А для чего?
- Ты на какой земле живёшь? Мальчонка!
3. Для чего?
...Подмосковье. Четвёртый день семинара. В день две лекции и три тренировки. Мы уже вошли в ритм и освоились, поэтому физически не тяжело, но информация... Поток, вал, масса. Голова работает в том режиме, когда можно только фиксировать, анализировать невозможно. Пытаешься что-то осознать, поглубже влезть и всё перемешивается, что давно знал, что узнал только что, что узнал неделю...
Это было на 15 лет раньше. После армии, от работы, меня направили в колхоз на уборку сена. Приходя с поля, я шёл на лесную поляну недалеко от реки и, будучи поклонником "востока", поддерживал физическую форму по всем его правилам. Почти каждый день мимо меня проходил дед с удочкой и всё время косился в мою сторону. Дней через десять мы уже кивали друг другу и, наконец, он подошёл и спросил: "Сынок! А ты куда ногами-то бьешь?" С прямотой, присущей 22-х летнему юнцу я ответил: "В голову!!!"
- А руками-то ближе!
На протяжении последующих пяти лет, как только я поднимал ногу на тренировке, последняя фраза прошибала меня насквозь. Я до сих пор благодарен этому деду! Научил одной фразой!
... Я рассказал это ребятам, которые были здесь, на семинаре, не для чего-то, а просто, как говорили в знаменитом фильме - информация к размышлению.
...Время подходило к десяти часам вечера. Шла третья тренировка. Он двигался из темноты прямо на нас. Не знаю почему, но во мне проснулось то чувство, как с дедом, у реки. Предчувствие познания! НЕТ! Он неприятно улыбнулся, дыхнул водочным перегаром и спросил:
"Ребята, а зачем вам это?" Идиотский вопрос страшен тем, что он унижает тебя до уровня задавшего его.
- Для здоровья, - ответил Серёга таким тоном, что тот отступил на шаг, с минуту стоял, за тем пожелал удачи и ушёл.
Меня задело. Знаю, давно знаю ответ на этот вопрос. Задело то , что его задают, и с не трезвым цинизмом ожидают ответа. Для таких не существует ничего. Для таких не существует истории. Для них не было ига, не было поляков на нашей земле, не было разграбления Руси французами, не было миллионных жертв второй мировой войны. А для чего им это знать? Они очень весело отмечают очередное голосование и радуются выступлению Хазанова по телевизору.
- Зачем мне это? - Затем что я очень много хочу!
Я захожу в детскую комнату и вижу трёх спящих "бармалеев", и я ХОЧУ чтобы они проснулись от солнца, которое заглянуло им в окно, а не от взрыва, разорвавшегося под этим окном снаряда.
Вы помните глаза своего учителя на вашем выпускном вечере? Вы помните тон врача выписывающего своего выздоровевшего пациента? Вы помните Ирину Роднину на пьедестале, во время вручения Олимпийского золота?
Так вот, я ХОЧУ, чтобы одни учили детей, другие заботились об их здоровье, а третьи доказывали всему миру, что мы - лучшие.
- Для чего мне это? - чтобы РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!
- Родину защищать! За Державу обидно! По всем программам. Не надоело?
Любую фразу можно обмусолить до неузнаваемости. Важно, что за этим последует!
А у нас есть Родина?
Если есть мы - значит, есть Родина!
4. …
... Стояли плотно. Плечо к плечу. И никому в голову не приходила так популярная: " N0 РАSАRАNOS!" или политруковская: "Великая Россия, да отступать... ". У этих 20-ти летних пацанов на уме была наша русская, одна единственная, но такая убедительная фраза: "Не пропустим!", что никто из них даже не боялся.
Стояли плотно. Плечо к плечу. Приказа: "Пристегнуть штыки!" не было, значит тем парням, что с флагами, будет хуже. А за теми, что с флагами, стояли с ломами и монтировками. Они двинулись... Строй стал почему-то плотнее. Почувствовалось как слева "трясёт" Саню. Он всегда "заводится с пол оборота". Только бы не выскочил вперёд. Это он лишил меня "цинковой парадки" и оставил в списках живущих на этом свете. Мы это выяснили позже, после санчасти, из которой я вышел через неделю.
Да нет! Они даже не сдвинули наш строй! Не может быть того, чего быть вообще не может. Теперь, когда всё закончилось, было время подумать. Как интересно устроен человек! Думать нужно о пережитом сегодня, а вспоминаешь деда погибшего в 1943 году на 2-м Белорусском, затем в голову лезут рассказы брата, который в 1969 году служил на Советско-китайской границе и рассказывал нам по секрету, но не всё. А если бы можно было заглянуть в будущее, то я уверен, что в голову пришла бы мысль о нашем младшем брате, звонившем из Грозного и убеждавшем, что всё нормально, а потом приехавшем к нам и рассказавшем по секрету, тоже не всё.
Любить Родину - это не значит орать на каждом углу о том, как мы её защищали. Это не значит, что на показ выставляется вся гадость, которой насыщена война, да ещё с элегантной надписью "Заткните уши и закройте глаза. Мы вам покажем жестокие натуралистические сцены" (высшая степень милосердия современной демократии).
Защищать Родину - это, значит, не атаковать свою Отчизну, в какой либо форме, а не допускать нападков на неё!
- Убедил! Иду заниматься спортом, стану Чемпионом и буду защитником Отечества!
- Внимательно прочитай первую главу! Чемпион - это чемпион, а не защитник!
НА ГЛАВНУЮ
К СПИСКУ КНИГ